вопросы и ответы
Вопросы и ответы
Общие вопросы
Типовые и узкоспециализированные вопросы
Эксплуатация общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения
Общедомовые узлы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения (далее - ОДУУ), установленные в жилых домах и на объектах социальной сферы города Москвы, находившиеся ранее в собственности ПАО «МОЭК», в апреле 2013 г. переданы в собственность города Москвы на основании договора купли-продажи средств измерений, заключенного между ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» и ПАО «МОЭК», с закреплением на праве оперативного управления за ГБУ «ЕИРЦ города Москвы». Общее количество таких узлов учета по всему городу составляет более 32 тыс. (порядка 90% от общего количества по городу Москве).
В настоящее время отношения между ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» и ПАО «МОЭК» регулируются договором оказания услуг по организации коммерческого учета ресурсов, включающего в себя снятие показаний узлов учета и передачу их заказчику услуги, а также проведению необходимых мероприятий по техническому обслуживанию, ремонту и поверке ОДУУ.
Снятие и передача показаний производится исключительно по ОДУУ, закрепленными за Учреждением на праве оперативного управления и включенными в существующий договор с ПАО "МОЭК" по организации коммерческого учета ресурсов, заключенный с ПАО «МОЭК».
Установленный договором срок предоставления ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» показаний узлов учета в адрес ПАО «МОЭК» - до 5 числа месяца, следующего за расчетным. Снятие показаний узлов учета за расчетный месяц производится ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» по состоянию на 1-ое число месяца, следующего за расчетным.
Таким образом, в городе Москве создан единый независимый специализированный оператор коммерческого учета тепловой энергии.
Данный подход обеспечивает максимальную степень объективности при учете потребляемых коммунальных ресурсов, а также исключает возможную пристрастность при расчете начислений для жителей и в наибольшей степени защищает интересы всех участников процесса реализации и потребления коммунальных ресурсов.
Порядок получения информации о показаниях общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подпункту «е» п. 31 указанных Правил исполнитель (организация, осуществляющая деятельность в сфере управления многоквартирными домами) обязан: «...предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет».
Условия и порядок осуществления начислений за предоставленные коммунальные ресурсы (центральное отопление и горячее водоснабжение)
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 № 468-ПП «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы» при определении порядка начисления стоимости услуги по отоплению управляющие организации и МФЦ районов (абонентские отделы ГКУ ИС) должны руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307. Указанными Правилами определен следующий порядок расчетов за отопление:
- при наличии в многоквартирном доме общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год с последующей корректировкой по показаниям приборов учета;
- в случае отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии или сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год, плата за услугу по отоплению рассчитывается исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, применяемый при начислении населению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, а также расчете сумм льгот по оплате названных услуг, установлен постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 №41 «О переходе на новую систему оплаты ЖКУ и порядке предоставления гражданам субсидий» и составляет 0,016 Гкал на 1 кв.м общей площади.
В целях исключения значительного увеличения финансовой нагрузки на жителей города непосредственно в отопительный период и удобства производимых расчетов, плата за услуги по отоплению распределяется равномерно на весь год. В связи с этим расчеты за услуги по отоплению производятся ежемесячно. При этом граждане должны ежемесячно оплачивать услуги по отоплению по ценам, которые установлены с учетом распределения на 12 месяцев расчетных затрат по производству тепловой энергии, необходимой для отопления жилых помещений в течение отопительного периода.
При этом один раз в год должна производиться корректировка размера платы за отопление помещений с учетом фактического объема потребленной тепловой энергии, определенного исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Инициатива проведения корректировки платы за отопление должна исходить от управляющей организации.
ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» не производит непосредственных расчетов с потребителями коммунальных ресурсов, а также не располагает информацией о фактических начислениях жителям за потребленные энергоресурсы.
Выявление фактов увеличения объема потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения, а также корректировкой стоимости указанных коммунальных ресурсов, относятся к компетенции управляющей организации и ресурсоснабжающей организации
В связи с тем, что взаимоотношения между юридическими лицами строятся на договорных началах, условия и порядок расчетов за предоставленные коммунальные ресурсы между потребителем (управляющей организацией) и поставщиком (ресурсоснабжающей организацией) энергоресурсов определяются договорами поставки.
Сроки проведения работ по ремонту/замене/поверке общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения
В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Сроки проведения ремонтных работ приборов учета тепловой энергии не регламентированы вышеуказанными Правилами и зависят от степени сложности и сроков ремонта, установленных заводом-изготовителем.
В целях обеспечения пригодности к коммерческому учету передаваемых показаний (использования в расчетах по договорам ресурсоснабжения), а также выполнения обязательств по содержанию имущества, закрепленного за ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» на праве оперативного управления, Учреждением за счет внебюджетных средств осуществляется эксплуатация общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, в том числе их техническое обслуживание, ремонт и поверка.
Выполнение работ по ремонту и поверке узлов учета производится по мере поступления от ПАО «МОЭК» денежных средств за услугу по организации коммерческого учета ресурсов в рамках производственной программы ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» и в соответствии с утвержденным планом-графиком.
Одной из основных причин длительных сроков ремонта приборов учета является неудовлетворительное техническое состояние приборного парка, связанное с непринятием своевременных мер по его обновлению в предшествующие годы. Более половины приборов учета практически выработали свой ресурс, в связи с чем, принимаемые ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» меры по поддержанию работоспособности узлов учета практически нивелируются опережающими темпами ежемесячного выхода из строя оборудования.
С целью выхода из сложившейся ситуации в настоящее время ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» предприняты следующие меры:
- разработана и успешно реализуется производственная программа «Модернизация и замена узлов учета тепловой энергии» на 2015 - 2017 гг., которая позволяет снизить объем ежемесячно выходящих из строя приборов учета и, как следствие, сократить сроки проведения ремонтных работ на неисправных узлах учета;
- создан подменный фонд приборов учета, с помощью которого осуществляется срочная замена неисправных приборов;
- в рамках реализации перехода на осуществление эксплуатации приборов собственными силами без привлечения подрядных организаций в Учреждении сформированы ремонтно-технические бригады, выполняющие замену и аварийный ремонт общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения на местах их установки, а также создан инженерно-технический центр.
Дополнительно информируем, что работы по устранению неисправностей узлов учета коммунальных ресурсов осуществляются ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федерального закона № 44-ФЗ) путем проведения процедуры закупки.
Процедура закупки осуществляется путем утверждения плана закупки на бюджетный год в пределах имеющегося финансирования для обеспечения госудасртвенных и муниципальных нужд.
При этом, одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок является обеспечение конкуренции (ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ), которая основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
На основании изложенного заказчик при осуществлении закупки использует конкурентные способы для определения победителя, который должен предложить лучшие условия исполнения контракта, в том числе срок выполнения работ.
Учитывая указанные обстоятельства, конкретный срок устранения неисправности узлов учета действующим законодательством не установлен.
Какими нормами действующего законодательства закреплена обязанность установки общедомовых (коллективных) приборов учета коммунальных ресурсов?
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета.
Необходимость оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета потребленных ресурсов (воды, тепловой энергии, электрической энергии) установлена частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
Кто отвечает за эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленных в моем доме? Где можно узнать информацию о балансовой принадлежности и техническом состоянии приборов учета?
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» надлежащую эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить собственники указанных приборов учета.
В случае если общедомовой прибор учета является общедолевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме, на них лежит обязанность по обеспечению его надлежащей эксплуатации, которая должна осуществляться управляющей организацией за счет средств жителей, направляемых на оплату услуги «содержание и ремонт жилого помещения».
При этом в Москве порядка 80 процентов общедомовых приборов учета являются собственностью города. Эксплуатация таких приборов, в том числе снятие показаний и передача их заказчикам данной услуги, поверка, ремонт и замена осуществляются Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Единый информационно-расчетный центр города Москвы».
Информацию о том, является ли общедомовой прибор учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, установленный в вашем доме, собственностью города Москвы, можно узнать в отделе имущественного учета ГБУ «ЕИРЦ города Москвы», позвонив по телефону 8 (495) 276-10-56.
Информацию о техническом состоянии общедомового узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, являющегося собственностью города Москвы, сроках его ремонта или об очередной поверке можно узнать в отделе эксплуатации ГБУ «ЕИРЦ города Москвы», позвонив по телефону 8 (495) 276-10-56.
Порядок приема-передачи на баланс ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения
Возможность передачи общедомовых приборов учета на баланс ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» c целью их последующей эксплуатации может быть рассмотрена учреждением при соблюдении следующих условий:
- представление в адрес учреждения документа, подтверждающего балансовую принадлежность ОДУУ на текущую дату (инвентарная карточка; государственный контракт либо иной документ), а также копии действующей технической документации на ОДУУ (акт допуска в эксплуатацию, паспорт, свидетельства о поверке, рабочий проект);
- проведение совместно с сотрудниками ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» технической инвентаризации ОДУУ на предмет установления его работоспособности и подтверждения соответствия состава ОДУУ представленной технической документации;
- техническая исправность ОДУУ;
- предоставление в адрес Учреждения балансовой документации (перечень ОДУУ, подлежащих передаче; акт приема-передачи ОС-1б; извещение), оформленной со стороны балансодержателя.
Информацию по вопросам принятия ОДУУ на баланс учреждения можно узнать в отделе оформления имущественных отношений ГБУ «ЕИРЦ города Москвы», позвонив по телефону 8 (495) 276-10-56.
Где можно ознакомиться со сведениями о показаниях общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения?
По поручению заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П. П. Бирюкова на территории районов столицы с 2013 года функционируют штабы по съему показаний с городских приборов учета, в которых с 01 по 05 число каждого месяца сотрудниками ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» организуется работа по ознакомлению управляющих организаций с данными об объемах потребления тепловой энергии и горячей воды, зафиксированными общедомовыми приборами учета.
При этом следует отметить, что при осуществлении ежемесячного снятия показаний приборов учета ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» ведется взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией, а также управляющими организациями - потребителями коммунальных ресурсов.
Непосредственным исполнителем коммунальных услуг для граждан является организация, выполняющая функции управления многоквартирным домом.
В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) управляющая организация обязана ежемесячно заносить полученные показания коллективных (общедомовых) приборов учета в журнал учета показаний, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета в течение не менее 3 лет, а также предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета.
Таким образом, потребитель вправе обратиться в управляющую организацию для ознакомления со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета.
Какими нормами действующего законодательства закреплена обязанность поверки общедомовых (коллективных) приборов учета коммунальных ресурсов? Зачем нужна поверка приборов учета?
Обязанность проведения поверки средств измерений, в том числе общедомовых (коллективных) приборов учета (ОДПУ), установлена статьей 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в соответствии с которой средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Поверка выполняется с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.
Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
В какие сроки должна производиться поверка приборов учета?
Поверка выполняется по истечении межповерочного интервала. Межповерочный интервал определяется предприятием – изготовителем и в обязательном порядке указывается в паспорте ОДПУ.
Межповерочный интервал исчисляется с даты предыдущей поверки.
Как оформляются результаты поверки? Что делать, если поверка показала, что прибор учета непригоден к применению?
Кто отвечает за сохранность общедомового узла учета?
В соответствии с пунктом 87 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, сохранность установленных узлов учета, а также пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета обязан обеспечить владелец узла учета.
Данное правило не распространяется на случаи, если узел учета установлен в помещении, не принадлежащем владельцу узла учета на праве собственности или ином законном основании. В данном случае обязанности, предусмотренные пунктом 87 Правил, несет собственник помещения, в котором установлен узел учета (в многоквартирном доме сохранность имущества обеспечивается управляющей организацией).
Что делать в случае выхода из строя общедомового (коллективного) узла учета?
Пунктом 89 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, установлена обязанность потребителя (управляющей организации) при выявлении каких-либо нарушений в функционировании узла учета в течение суток известить об этом обслуживающую организацию и теплоснабжающую организацию.
Для оперативного принятия мер по восстановлению работоспособности общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячей воды, находящихся на балансе ГБУ «ЕИРЦ города Москвы», диспетчерским отделом учреждения по телефону 8 (495) 911-73-72 осуществляется прием заявок от потребителей о выходе узла учета из строя.